СРО-Международный
опыт,наиболее перспективные в России для саморегулирования сферы бизнеса
— кадастровая, бухгалтерская, строительная и туристическая
деятельность.
20.02.13
Европа и США уже давно познали преимущества саморегулирования.
Практически любой вид деятельности, любой вид бизнеса в странах с
развитой экономикой контролируется на уровне саморегулирования. Россия в
этой сфере тоже не новичок. Наша страна знакома со СРО уже полтора
века. Сейчас в России наиболее перспективные для саморегулирования сферы
бизнеса — кадастровая, бухгалтерская, строительная и туристическая
деятельность.
Исторически саморегулирование восходит к
западноевропейским цехам, объединявших под собой работников одной
профессии. Обычаи каждого цеха требовали от его членов определенных
профессиональных знаний и умений, а также соблюдения профессиональных и
этических норм.
Цех осуществлял разработку требований к
профессиональной деятельности — регулирование и надзор за выполнением
этих требований — контроль для того, чтобы никто не опозорил честь
мастера или члена цеха перед клиентами. В то же время цех же и защищал
права своих членов перед другими субъектами экономической деятельности.
Практически те же самые функции, но только на несколько другом уровне,
выполняют и современные СРО — саморегулируемые организации.
Современное определение саморегулирования звучит следующим образом.
Саморегулирование — это легитимное регулирование определенных рынков и
сфер деятельности самими экономическими агентами, c четко
регламентированным вмешательством государства.
В Законе “О
саморегулируемых организациях” дается следующее определение: “СРО — это
некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования,
основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской
деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ,
услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности
определенного вида”.
Современное саморегулирование предполагает
установление строгих правил игры участников рынка, включая и санкции за
нарушение этих правил, и механизмы разрешения конфликтов между
участниками рынка. Все это в определенной степени ограничивает свободу
экономических агентов — участников СРО. Но с другой стороны — правила
игры и сами разрешения конфликтов и споров осуществляются самими
участниками рынка, без прямого вмешательства государства, но под его
присмотром.
Уникальность СРО состоит в том, что, с одной стороны,
подобные организации фактически берут на себя государственное
регулирование. Но в то же время их деятельность абсолютно не
противоречит нормативам, созданным государством. На современном этапе
развития экономики саморегулирование представляется наиболее совершенной
моделью взаимоотношений производителей товаров и услуг и их
потребителей. СРО производителей с одной стороны защищают интересы своих
участников как на рынке, так и перед государством. В то же время СРО
очень избирательно подходят к собственным членам. Ведь основной принцип
современного СРО — материальная ответственность за каждого субъекта,
входящего в него. А значит, число случайных, некомпетентных и
непрофессиональных и попросту мошеннических компаний, предпринимателей и
фирм в СРО будет сведено до минимума — СРО будет невыгодно принимать в
свои ряды “темные и серые” бизнесы, неся за них солидарную материальную
ответственность.
Государство в данном случае, просто лицензируя
участников рынка, не имеет возможности постоянно контролировать их
последующую деятельность.
Потребитель, вступая в деловые отношения с
участником СРО, очевидно, выигрывает — любые ошибки, недочеты и
недоделки поставщика и производителя на основании выставленного к члену
иска могут быть компенсированы его СРО. В то время как
государство-лицензиат перед потребителями практически никакой
ответственности не несет, а значит, и компенсаций потребителю не
выплачивает.
Первыми саморегулируемыми профессионалами стали врачи.
Клятва Гиппократа — это реальный кодекс поведения и качества оказания
услуг как предтеча современного СРО.
В исторической ретроспективе
видно, что свое регулирование участники рынка строили без участия
государства, без участия власти, институтов потребителей.
Еще в
Средневековье ремесленники близких родственных профессий объединялись
между собой, причем единственная нужда для такого ведения была прежде
всего в том, чтобы договориться о неких стандартах деятельности. Говоря
примитивно, чтобы гайка одного цеха находилась бы в одном стандарте с
болтом другого цеховика и чтобы они могли их между собой сопрячь.
Одновременно такой процесс, как обсуждение стандартов деятельности,
привлекал, естественно, внимание и потребителей, поэтому и потребитель
участвует в этом процессе, по крайней мере в тех случаях, когда вопрос
касался безопасности или здоровья граждан.
Один из примеров
современного зарубежного саморегулирования — это система регулирования
рекламы в США. В начале века в перенасыщенной уже тогда различными
товарами и услугами Америке зрело общественное недовольство качеством
рекламы, ее неэтичностью и попросту недостоверностью. Граждане
свободного государства все чаще говорили о том, насколько необходимо и
важно навести порядок в сфере рекламы. Так, в 1906—1912 годах в США были
созданы “комитеты бдительности”. Их задача заключалась в выявлении
случаев недобросовестной с точки зрения потребителей и конкурентов
рекламы и воздействие на рекламодателей и рекламораспространителей с
целью улучшения качества рекламы. Комитеты хоть и создавались по
инициативе “сверху”, были общественными, а не государственными
организациями. Таким образом, бизнес сам совместно со СМИ включился в
борьбу с неэтичной и неправдивой рекламной информацией. Комитеты
проводили регулярный мониторинг рекламных сообщений. Разрабатывали
кодексы честной рекламы, вели переговоры с рекламодателями с целью
изменения рекламных сообщений, которые вызывали нарекания со стороны
потребителей.
В результате долгой и кропотливой работы на
сегодняшний день в Соединенных Штатах функционирует эффективная система
контроля за соблюдением этических принципов в рекламе. О
результативности работы комитетов, которые сегодня называются “БББ”
(Better Business Bureau), говорит хотя бы тот факт, что в США так и не
было принято федеральное законодательство, регулирующее рекламу, за
исключением рекламы продуктов питания, медикаментов, алкоголя и табака.
В связи с тем, что американское общество все чаще жалуется на
недостоверность и неэтичность рекламы в сетях Интернет, власти
предложили бизнес-сообществу самостоятельно урегулировать с
потребителями и эти вопросы. Так, уже разработана концепция
функционирования независимого бюро по контролю и регулированию
деятельности рекламодателей и рекламопроизводителей в Интернете.
Практически весь малый и средний бизнес в странах Европы, США, Канады
регулируется саморегулируемыми организациями. Многие направления —
стоматологов, акушеров, фармацевтов, производителей пива, фермеров,
парикмахеров, — любой профессионал, любая даже микрофирма является
членом того или иного отраслевого СРО. Поэтому местные потребители
получают только качественный товар и сервис. Они едят штрудели, пьют
действительно живое пиво и настоящий сок. И при этом ни в Европе, ни в
США нет такого количества институтов сертификации и лицензирования, нет
такого огромного штата чиновников, поставленных для контроля за
выполнением правил и стандартов бизнеса, как в нашей стране.
В
России в 1864 году принцип самоуправления был положен в основу такого
правового института, как адвокатура и коллегия адвокатов. Еще прообразом
саморегулируемой организации можно по праву считать созданную в 1870 г.
Московскую биржу. Согласно уставу, на ее представительный орган —
биржевой комитет — возлагалась защита интересов биржевого сообщества
перед государственными и общественными организациями. Аналогичная идея
заложена и в деятельность нотариата и нотариальных палат, причем
издавна.
В 90-х годах ХХ века о саморегулировании вспомнили, когда
законодательно оформляли принципы деятельности и контроля за
профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также оценщиков. Тот
же принцип заложен и в концепцию Федерального закона “Об инвестиционных
фондах”, принятого в 2001 году.
Новая история российских СРО пока
ограничивается Законом “О саморегулируемых организациях”, вступившим в
силу с 1 декабря 2007 года. Его суть: государство делится функциями
контроля и отраслевого регулирования в пользу СРО, сохраняя при этом за
собой функцию надзора за поведением участников рынка.
Полноценно
модель СРО в нашей стране реализована пока только в двух видах
деятельности: деятельности арбитражных управляющих и оценочной
деятельности — именно в этих сферах установлено обязательное участие в
СРО взамен лицензированию.
Во многих регионах предприятия самых
разных сфер бизнеса и существующие их объединения и союзы уже начинают
примерять себя к роли СРО, разрабатывают проекты нормативов и правила
саморегулирования. И теперь они ждут главного шага от исполнительной
власти, который позволит им реально получить в установленном законе
порядке статус СРО.