Допуск СРО и ЖКХ
Саморегулируемые организации (далее по тексту СРО) являются достаточно новой правовой формой, позволяющей обеспечить взаимодействие власти и бизнеса, уменьшить влияние государства на хозяйственную деятельность, способствовать дебюрократизации экономики и повысить ответственность бизнеса перед потребителями. Правовую основу для приобретения некоммерческими организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, статуса саморегулируемых организаций заложил Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
В развитие его положений были внесены изменения и дополнения в Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ, устанавливающие порядок саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (глава 6.1 Градостроительного кодекса РФ) и одновременную отмену с 1 января 2010 г. лицензирования трех видов деятельности, предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
· инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
· проектирования зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
· строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
В соответствии со статьей 55.3 Градостроительного кодекса РФ СРО в рассматриваемой области могут быть следующих видов:
1. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2009 г. прекратилась предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства и вводится саморегулирование в указанной сфере. Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекратился с 1 января 2010 года.
В целях исключения необходимости вступления в члены СРО представителей малого и среднего бизнеса Градостроительным кодексом РФ (ст. ст. 47, 48 и 52) предусмотрено, что виды работ в области строительства, не включенные в Перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274), могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами без вступления в СРО.
Виды деятельности, не включенные в этот Перечень, могут также осуществляться и без наличия лицензии.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 апреля 2010 г. № 16902 приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, который содержит в себе в отличие от приказа Минрегиона № 274 более конкретизированный и подробный список видов деятельности, при исполнении которых необходимо обязательно вступать в СРО. Приказ № 624 также указывает, что свидетельства о допуске к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемыми организациями в соответствии с Приказом Минирегиона РФ № 274, действуют до 1 июля 2010 г. Данный приказ признает утратившим силу приказ № 274. Но до регистрации приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 в Минюсте РФ действует и применяется Приказ Минрегиона РФ от 09.12.2008 № 274.
Более подробно хотелось остановиться на порядке вступления в СРО. Так, в соответствии со ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ указано, что в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Также законодатель установил для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязанность представлять следующие документы:
- заявление о приеме в члены саморегулируемой организации. В заявлении должны быть указаны определенный вид или виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и свидетельство о допуске к которым намерены получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;
· копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, копии учредительных документов (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного юридического лица);
· документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
· копия выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом другой саморегулируемой организации того же вида.
Причем данный перечень является исчерпывающим, так как в ч. 3 ст. 55.6 градостроительного кодекса РФ указано. что истребование дополнительных документов не допускается.
В срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения документов СРО осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение такому индивидуальному предпринимателю или такому юридическому лицу.
Законодатель указал в Градостроительном кодексе РФ основания для отказа в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены СРО:
1. несоответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и указаны в заявлении, предусмотренном п. 1 ч. 2 настоящей ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ;
2. непредставление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в полном объеме документов;
3. наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и указаны в заявлении.
Организации принятой в члены СРО, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
При вступление в СРО лица должны уплатить вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивать регулярные членские взносы. В соответствии с п. 40 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в пп. 29 и 30 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Согласно пп. 29 п. 1 ст. 264 Налогового кодекс РФ для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
Учитывая, что уплата вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд является обязательным условием для получения от саморегулируемой организации свидетельства о допуске, в частности, к проведению инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, осуществлению проектирования зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений, данные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расходы в виде взносов некоммерческим организациям в вышеуказанный перечень расходов не включены.
Исходя из этого налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта
налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не вправе учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу расходы в виде членских взносов и взносов в компенсационный фонд, уплачиваемых при вступлении в саморегулируемую организацию.
Саморегулируемые организации (далее по тексту СРО) являются достаточно новой правовой формой, позволяющей обеспечить взаимодействие власти и бизнеса, уменьшить влияние государства на хозяйственную деятельность, способствовать дебюрократизации экономики и повысить ответственность бизнеса перед потребителями. Правовую основу для приобретения некоммерческими организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, статуса саморегулируемых организаций заложил Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
В развитие его положений были внесены изменения и дополнения в Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ, устанавливающие порядок саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (глава 6.1 Градостроительного кодекса РФ) и одновременную отмену с 1 января 2010 г. лицензирования трех видов деятельности, предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
· инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
· проектирования зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
· строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
В соответствии со статьей 55.3 Градостроительного кодекса РФ СРО в рассматриваемой области могут быть следующих видов:
1. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2009 г. прекратилась предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства и вводится саморегулирование в указанной сфере. Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекратился с 1 января 2010 года.
В целях исключения необходимости вступления в члены СРО представителей малого и среднего бизнеса Градостроительным кодексом РФ (ст. ст. 47, 48 и 52) предусмотрено, что виды работ в области строительства, не включенные в Перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274), могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами без вступления в СРО.
Виды деятельности, не включенные в этот Перечень, могут также осуществляться и без наличия лицензии.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 апреля 2010 г. № 16902 приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, который содержит в себе в отличие от приказа Минрегиона № 274 более конкретизированный и подробный список видов деятельности, при исполнении которых необходимо обязательно вступать в СРО. Приказ № 624 также указывает, что свидетельства о допуске к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемыми организациями в соответствии с Приказом Минирегиона РФ № 274, действуют до 1 июля 2010 г. Данный приказ признает утратившим силу приказ № 274. Но до регистрации приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 в Минюсте РФ действует и применяется Приказ Минрегиона РФ от 09.12.2008 № 274.
Более подробно хотелось остановиться на порядке вступления в СРО. Так, в соответствии со ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ указано, что в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Также законодатель установил для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязанность представлять следующие документы:
- заявление о приеме в члены саморегулируемой организации. В заявлении должны быть указаны определенный вид или виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и свидетельство о допуске к которым намерены получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;
· копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, копии учредительных документов (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного юридического лица);
· документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
· копия выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом другой саморегулируемой организации того же вида.
Причем данный перечень является исчерпывающим, так как в ч. 3 ст. 55.6 градостроительного кодекса РФ указано. что истребование дополнительных документов не допускается.
В срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения документов СРО осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение такому индивидуальному предпринимателю или такому юридическому лицу.
Законодатель указал в Градостроительном кодексе РФ основания для отказа в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены СРО:
1. несоответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и указаны в заявлении, предусмотренном п. 1 ч. 2 настоящей ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ;
2. непредставление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в полном объеме документов;
3. наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и указаны в заявлении.
Организации принятой в члены СРО, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
При вступление в СРО лица должны уплатить вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивать регулярные членские взносы. В соответствии с п. 40 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в пп. 29 и 30 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Согласно пп. 29 п. 1 ст. 264 Налогового кодекс РФ для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
Учитывая, что уплата вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд является обязательным условием для получения от саморегулируемой организации свидетельства о допуске, в частности, к проведению инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, осуществлению проектирования зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений, данные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расходы в виде взносов некоммерческим организациям в вышеуказанный перечень расходов не включены.
Исходя из этого налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта
налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не вправе учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу расходы в виде членских взносов и взносов в компенсационный фонд, уплачиваемых при вступлении в саморегулируемую организацию.

Комментариев нет:
Отправить комментарий